Как выбрать научного руководителя: 5 советов по выбору хорошего руководителя, который помогает с работой, и 5 этапов работы с ним

Здравствуйте. В этой статье поговорим о том, как выбрать научного руководителя, в частности, о выборе дипломного руководителя, о том, к кому идти писать дипломную работу, чтобы этот процесс был максимально легким и комфортным, чтобы не приходилось переписывать и было приятно общаться.

Выбрать правильного научного руководителя важней, чем выбрать тему ВКР (простые темы диплома, бесплатная помощь с выбором темы дипломной работы).

От того, кого вы выберете в руководители дипломной работы, зависит количество вашей работы и оценка на защите. Потому что если вы ошибётесь с этим вопросом — то в течение всего времени работы с руководителем — вы будете делать много глупой ненужной работы с некомфортным человеком, что, очевидно, добавит ощущений потери времени и будет заставлять чувствовать слабость и неуверенность.

Руководитель — один из элементов того, что должно быть, прежде чем начать писать ВКР.

Кто такой научный руководитель простыми словами

Научный руководитель — это человек, который будет закреплён за вами кафедрой для какой-то работы — обычно для ВКР в форме дипломной работы. К нему, конечно, предъявляются определённые требования (типа стажа, научной степени и т.п.), но на мой взгляд, это вообще не принципиально, особенно для работ до бакалаврского уровня.

Дело в том, что на эти требования вы вообще никак не можете влиять. И если в случае прохождения магистерской программы на эти требования ещё как-то можно смотреть, то вот на бакалавриате — в этом нет смысла.

Значительно важней личностные характеристики возможного научного руководителя. Возможно, он будет вам помогать, а может, нет. Возможно, вам будет с ним приятно, а может, он будет на вас орать. Возможно, он будет постоянно на связи, а может, будет вас игнорировать.

Но в любом случае — он за вами закреплён. И это единственная вещь, которую мы можем утверждать точно.

А кто же такой дипломный руководитель?

Дипломный руководитель — это человек, который на протяжении почти целого учебного года (в случае дневной формы обучения) будет вместе с вами работать над подготовкой вас к защите. Это преподаватель, который помогает написать работу правильно.

Я бы посоветовал вам выбрать того руководителя, о котором студенты говорят, что с ним легко общаться, но при этом его дипломники хорошо защищаются. Если вы не выберете руководителя, вам достанется тот, кто останется. Выигрывали когда-нибудь в лотерею? Так же и тут — выиграть почти невозможно.

Что делает научный руководитель?

У научного руководителя есть определённые официальные функции и обязанности. Но вопрос не в том, что они есть, а в том, как он их делает. На картинке ниже — удачный список того, что делает хороший научный руководитель — этот список совпадает и для обычных выпускных квалификационных работ (бакалавры и магистры), и для аспирантуры.

Что делает научный руководитель

Сначала рассмотрим официальные функции и обязанности руководителя. Сразу скажу, что в большинстве вузов эти обязанности перечислены в методических указаниях по подготовке выпускной квалификационной работы.

Функции и обязанности руководителя

Функции и обязанности научного руководителя обычно довольно плохо формализованы. Иными словами, в официальных документах они написаны так, что их можно исполнять как угодно.

Формально руководитель должен всего лишь несколько раз встретиться со студентом, дать ему задание и хоть как-то ответить на вопросы, а потом написать отзыв. При этом он не является соавтором работы, и не несёт какой-то значимой ответственности за неё.

Можно только в общих чертах описать, что можно ожидать от нормального руководителя:

Список формальных функций и обязанностей научного руководителя можно посмотреть на картинке

Функции и обязанности научного руководителя дипломной работы

На мой взгляд, самая важная функция, которую научный руководитель должен исполнять — это давать советы по написанию научной работы (и других видов работ) причём так, чтобы это было комфортно и понятно студенту.

Чем отличаются хороший и плохой научный руководитель?

Что делает хороший научный руководитель? Он, во-первых, часто находится в институте (или другом учебном заведении), во-вторых, с ним можно связаться другими способами, в-третьих, он в целом идёт на контакт.

И его работа — это помогать вам в тот момент, когда вы не знаете, что лучше делать. Ответить на вопрос, что дальше. Вне зависимости от того, пришли ли вы к нему по расписанию или сильно протупили и появились уже ближе к защите.

А ещё руководитель может делать плохие вещи. Например, дать вам сложную тему, огромный объект исследования, не выходить на связь, критиковать каждый кусок текста.

И поэтому критически важно правильно выбрать научного руководителя для вашей дипломной работы.

Как выбрать научного руководителя — 5 советов

Есть несколько вещей, которые обязательно нужно учесть, чтобы выбрать подходящего руководителя для выпускной квалификационной работы.

  1. Первый момент, который нужно учесть — это тема. Например, я — преподавал финансовый менеджмент. И, конечно же, если ко мне приходил студент, которому я был интересен в качестве дипломного руководителя, но тему он себе выбрал по логистике или статистике — понятно, что для меня это было очень неудобно.

Поэтому нужно взять на кафедре список рекомендованных тем (часто он находится в методических указаниях по выполнению ВКР) и выбрать те темы, которые вам более или менее нравятся.

Подобрав с десяток тем, дальше можно посмотреть, кто преподавал вам предметы, к которым эти темы относятся.

  1. Второй момент — обращаться надо заранее. Потому что у преподавателей, с которыми комфортно работать по ВКР, — очередь. И лично ко мне студенты обращались за полгода до того момента, как вообще начиналась запись к руководителям. Просто чтобы место застолбить.
  2. Третий момент — места у руководителей хотя и ограничены, но при взаимном интересе даже при достижении лимита, вероятно, можно будет договориться.
  3. Четвёртый момент — отзывы прошлых лет. Как бы вам ни казался хорошим тот или иной преподаватель — нужно обязательно уточнить у выпускников прошлого года — как с ним работалось.

Много-много раз у меня было так, что преподаватели, которые казались хорошим вариантом для научного руководства — в реальности оказывались плохим вариантом. Особенно неприятно, когда в течение всего периода подготовки выпускной квалификационной работы сотрудничество с руководителем идёт хорошо, а незадолго до защиты — как будто бес в него вселяется, начинаются бесконечные правки, задержки, корректировки содержания и т.п. Всего этого можно избежать, если просто заранее уточнить у прошлых выпускников, насколько хорошо работается с человеком.

  1. Пятый момент, который не является сильно важным, но тем не менее: стоит посмотреть, насколько преподаватель планирует оставаться в учебном заведении в течение периода вашего написания дипломной работы. Это не сильно важно, потому что даже при переходе с работы на работу, научные руководители, тем не менее, ведут руководство дипломниками до конца.

Ещё несколько мыслей, которые не так важны, но всё же разумно их учитывать при выборе научного руководителя ВКР, покажу на рисунке.

Как выбрать научного руководителя

Когда выбирать дипломного руководителя?

Когда выбирать себе дипломного руководителя? Хороших дипломных руководителей разбирают за полгода до начала последнего года.

Скажу по своему опыту: к началу нового учебного года лично у меня уже мест не оставалось, поэтому подойдите к преподавателю с вопросом, возьмёт ли он вас, как можно раньше.

Как попросить преподавателя стать научным руководителем

Как попросить преподавателя стать научным руководителем?

На самом деле очень просто. Ко мне обычно обращались с такой фразой: «Здравствуйте, Александр Сергеевич, можно у вас дипломную работу писать». Иногда было уточнение типа: «я думаю писать вот на эту тему…» Но очень часто даже темы не было, поэтому мы просто смотрели по списку рекомендованных тем то, что подходит одновременно и мне, и студенту, и при этом является максимально простым.

Что нужно узнать о руководителе?

Что вы должны для себя узнать о руководителе:

  1. предлагает ли он использовать специфические методы анализа. Например, оценивать объект и предмет исследования какими-нибудь способами, о которых почти нет информации, либо использовать математические методы, моделирование и т.п.;
  2. предлагает ли руководитель большое исследование: например, вместо одной организации — выбрать несколько предприятий или отрасль, или регион — для большого исследования как раз может потребоваться математико-статистическая модель, на которую нужно много времени;
  3. меняет ли он содержание работы? Были у меня прецеденты, когда руководитель утверждал содержание, а потом — когда полработы уже готово, решал, что надо заменить разделы содержания — выкинуть пару месяцев вечерней работы — сомнительное удовольствие;
  4. насколько легко и быстро общаться с ним, в том числе, по электронной почте, в ВК и т.д.

Я обычно выделял три типа дипломных работ, которые могли подготовить мои дипломники:

  • работа для сдачи по схеме «лишь бы была»;
  • работа, которая вас чему-то научит;
  • дипломная работа, которая будет полезна.

Все эти виды дипломных работ — очень-очень разные. И руководители для таких дипломных работ нужны разные. Поэтому, пожалуйста, подумайте заранее, какая работа нужна именно вам. От этого и отталкивайтесь.

Не нужно выбирать заумного руководителя! Вряд ли вам подойдёт тот, кто читал на парах по бумажке распечатанный из интернета реферат, а на зачёте или экзамене вы чувствовали, что вам с ним не по пути. В этом случае лучше записаться к преподавателю-халявщику. Гораздо лучше!

Руководитель может сказать, что темы, которые вы выбираете слишком избиты и не актуальны. Но куда выгодней взять такую простую тему, чем тему, где либо вообще нет данных, либо их очень много.

Как и выбор темы дипломной работы, выбор дипломного руководителя определяет то, что вы будете писать, насколько страшно вам будет выходить на защиту. Есть руководители, которые вам объяснят, как писать , помогут разобраться в тонкостях написания ВКР, скажут, что говорить на защите отчёта по практике, проконтролирует ваши слабые места, помогут с речью. И с ними легко и просто писать дипломную работу.

А есть те, к которым лишний раз в кабинет не зайдёшь. Потому что неприятно. Не нужно выбирать таких руководителей себе! Потому что иногда возникает потребность накануне защиты в час ночи позвонить руководителю. Ну и подумайте — есть ли у вас такой преподаватель?

Как работать с научным руководителем — 5 этапов

Что касается того, как работать с научным руководителем — здесь тоже сравнительно просто:

  1. Сначала вы спрашиваете, можно ли писать ВКР у конкретного преподавателя.
  2. Далее встречаетесь со списком тем — выбираете подходящую.
  3. Затем нужно написать примерное содержание ВКР. Это очень важный момент, потому что от содержания работы зависит объём тех усилий, которые вам придётся приложить к ней. Возможно, содержание вам напишет руководитель либо вы его самостоятельно пишете, но в любом случае содержание нужно согласовать и утвердить. Это критически важно. Дальше ничего делать нельзя, пока нет утверждённого содержания.
  4. Далее вы отправляетесь работать:
    1. делаете черновик первой части, встречаетесь с руководителем, показываете его,
    2. правите замечания, если есть, повышаете оригинальность (методы обхода антиплагиата),
    3. далее утверждаете первую часть,
    4. и снова идёте — уже делать вторую часть, потом аналогично третью.
  5. По срокам — обычно на дипломную работу есть полгода, а на подготовку каждой из 3-х частей вам потребуется порядка 1-2 месяцев. Так, чтобы было хорошо по содержанию, и чтобы она проходила антиплагиат.
  6. Когда работа завершена, дальше вам на неё товарищ руководитель пишет отзыв — обычно за пару недель до защиты. А после отзыва — рецензент пишет рецензию.

На этом ваша работа с научным руководителем завершится.

Что делать, если с руководителем дипломной работы вам не повезло, и он вам не помогает?

Самый простой способ — это посоветоваться с выпускниками прошлых лет и с преподавателями с кафедры, которым вы доверяете.

О некоторых других способах — можно прочитать в комментариях к статье. И там же задать свои вопросы.

Конфликт дипломника и научного руководителя

Если неправильно подойти к вопросу выбора руководителя, может возникнуть конфликт дипломника и научного руководителя. Наверняка вы слышали такие истории. По моему опыту, наиболее выгодный вариант в данном случае — это всё-таки довести дело до конца с уже выбранным руководителем.

Частый источник претензий со стороны руководителя — то, что у него своё представление о том, что должно быть в работе, и потому он может считать, что и теория не о том, и анализ не тот, и меры неправильные. Здесь я могу рекомендовать для обоснования разных выводов в теории и анализе — найти авторитетных авторов, используя сервис академии гугл.

Например, вы написали какую-то мысль в работе — руководитель докопался — заходите в этот сервис, вколачиваете в нём эту мысль, находите научную статью какого-нибудь кандидата или доктора наук, в которой она есть, — и показываете руководителю (подробней об использовании академии гугл).

У меня была ситуация, когда руководитель дипломнице высказывал, что считать стоимость капитала по упрощённой формуле нельзя, и всю работу надо пересчитывать, а потом получилось найти эту же формулу в статье, подготовленной профессором с той же кафедры, — и тут же выяснилось, что пересчитывать ничего не нужно.

В конечном итоге, всё закончилось хорошо.

Если же этого не происходит, можно сменить научного руководителя.

Смена научного руководителя — это просто

Смена научного руководителя — это не сложно и не страшно, хотя и происходит довольно редко. Иногда это происходит, потому что преподаватель ушёл из вуза, отказавшись от дальнейшего сопровождения дипломников. И очень редко — потому что не получается работать с преподавателем. Обычно студенты всё же терпят и выходят на защиту даже с неприятными руководителями.

Однако если нужно сменить руководителя — тогда сначала находите возможного руководителя, получаете его согласие, затем идёте к заведующему кафедрой и объясняете ситуацию. Далее пишете заявление о смене руководителя — и всё.

Что вам нужно взять у руководителя, и с чем к нему ходить?

К руководителю вы будете ходить много раз. Разберём по этапам:

  1. чтобы узнать, возьмёт ли он вас;
  2. с перечнем тем (в нём обычно около сотни тем), чтобы узнать, какие темы он вам рекомендует, либо с выборкой тем, которые нравятся вам;
  3. потом, когда вы выбрали несколько (2-3) тем работ (статья о выборе темы работы), вы встречаетесь, чтобы выбрать единственную. На этой встрече вы получаете:
    1. задание на выпускную работу (что вы должны описать, проанализировать и спроектировать в работе), однако часто к заданию подходят формально, заполняя его уже после завершения всей работы, перед сдачей её на кафедру;
    2. план подготовки выпускной квалификационной работы (в каком порядке и что нужно делать). Возможно, что и план, и содержание ВКР вам придётся делать самостоятельно;
  4. получив задание, вы начинаете писать работу и по частям носить её преподавателю. Количество таких встреч строго индивидуально: кто-то ходит раз в неделю, а кто-то — раз в месяц. Некоторые преподаватели вообще не встречаются со студентами и всё происходит онлайн.

Материалы по тому, как писать выпускную квалификационную работу, вы найдёте здесь: как писать выпускную квалификационную работу. С вопросами вы всегда можете обратиться сюда: vk.com/diplom35.

Как купить диплом у научного руководителя

Иногда студент выбирает такого научного руководителя, у которого затем планирует купить материалы для дипломной работы.

Хотя механизм покупки будет такой же, как и при выборе научного руководителя: нужно просто узнать отзывы от студентов прошлых лет, но здесь есть несколько важных подводных камней:

  1. Первый из них — это то, что вы мгновенно попадаете в зависимость от руководителя. Хотя, конечно, и он от вас тоже. Но тем не менее, это важно. Скорее всего, будут проблемы со сроками;
  2. Второй — качество работы, скорее всего, будет не особо высокое — может, на «хорошо». У такого преподавателя может быть искушение использовать материалы прошлых лет, что создаёт необходимость обходить антиплагиат, а многие преподаватели просто не умеют это делать;
  3. третий — научный руководитель может писать не для всех. Даже если вы слышали, что он кому-то написал работу, то надо учитывать, что это мог быть, например, знакомый. Или по чьей-то важной просьбе. Поэтому этот вопрос также нужно осторожно уточнять;
  4. четвёртый момент. Даже если у вас всё срастётся с руководителем, будьте внимательны, поскольку информация может разойтись по вузу — через одногруппников, сотрудников кафедры и т.п.
  5. пятый момент. Вы не сможете проверить качество работы. Ведь руководитель же не будет вам исправлять собственную же работу.

Если уж вы вообще думаете в сторону покупки материалов для работы, то я советую вам ознакомиться с моим обзором 50 сайтов, предлагающих дипломные работы на заказ. Это будет более безопасно и, вероятно, качественно. Только, пожалуйста, смотрите на отзывы. И ещё один момент: в таком случае надо выбирать такую тему, которая будет простой и для потенциального автора (как выбрать тему, простую для исполнителя)

Если вы сомневаетесь, в том, какую тему выбрать, к кому из преподавателей по экономическим предметам пойти в дипломники  — можете спросить меня, написав мне в контакте либо в личные сообщения сайта. Также вы можете спросить тех, кто защищался до вас, у кого из преподов защищаться было лучше всего.

Если же вам не повезло с руководителем дипломной работы — вы можете также обратиться за помощью ко мне. Если вы чувствуете, что вам тяжело даётся написание, и вы не понимаете, что делать, — я вам подскажу. Просто так.

Надеюсь, вам стало понятней, как выбрать научного руководителя. Удачи в подготовке дипломной работы.

Александр Крылов, diplom35.ru.

Старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ "Инжэкон" в 2004-2011 годах. Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.

4 комментария на «“Как выбрать научного руководителя: 5 советов по выбору хорошего руководителя, который помогает с работой, и 5 этапов работы с ним”»

  1. diplom35:

    Виолетта, здравствуйте.
    Первое, что нужно сделать — это написать содержание работы.
    Если с этим есть сложности — напишите мне ВКонтакте: vk.com/diplom35. )
    Если у вас экономическая тема, я вам план сразу и набросаю.

  2. Виолетта:

    Здравствуйте! Что делать, если дипломный руководитель заболел, а на руках есть только тема диплома.
    Неизвестно, когда руководитель выйдет с больничного. А время поджимает, нужно начинать писать диплом.

  3. diplom35:

    Екатерина, здравствуйте.

    Очень похоже на то, что руководитель вас неправильно воспринял.

    Если это происходит не в первый раз, то лучше всего об этом вежливо с ней и поговорить.

    Могу сказать по своему опыту, что в данном случае очень удобно сказать о своих ощущениях.

    Дескать, вот я прихожу на консультации, и мне почему-то сложно полностью понять то, что вы говорите, я стараюсь, но возникают дискомфортные ощущения.

    Есть смысл говорить не о том, что она на вас как-то влияет, а о том, что вы при этом чувствуете. Можете, кстати, этот же вопрос руководителю задать — что она чувствует, как бы она вам посоветовала себя с ней вести.

    Вам ведь в любом случае с ней идти до защиты. И лучше все вот эти моменты обговорить с ней так, словно она союзник, который неправильно вас понимает.

  4. Екатерина:

    Здравствуйте, подскажите, как найти контакт с преподавателем? Каждый раз поход, на консультацию, это пытка. Со мной грубо разговаривает. Я не то что не чувствую помощи в написании, а такое впечатление, что благодаря ей я не выйду на диплом. Вы вообще может На последней консультации, пока ждала своей очереди, слушала как она разговаривает с очниками. Прям им все разжевывает, как с детьми. Я заочница, когда дошла очередь, со мной очень быстро поговорила, как будто хотела избавиться. Но что меня повергло в шок, так это ее фраза; «Что у Вас был вчера за праздник, это я могу себе позволить праздник, а у Вас еще диплом не готов, и Вы вообще можете не выйти на защиту. Я сказала: что у меня не было никакого праздника, какие могут быть праздники. А она опять: Что это Вы вчера праздновали? Я там так и не поняла к чему это было сказано. Когда вышла, до меня дошло, что она решила, что я принимала спиртное. Но я вообще очень редко выпиваю, тем более не в момент написания диплома. Мне это стало ужасно неприятно, что у нее сложилось такое мнение обо мне. На следующей консультации я бы хотела это выяснить, но не знаю как корректно с ней об этом поговорить. На самом деле, я уже не вылезаю из-за компьютера две недели, по пол ночи не сплю. А тут такое. Помогите пожалуйста, как вести диалог с ней?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.