Доклад (речь), раздатка, презентация на защиту

Добрый день, дорогой гость.

В этой заметке расскажу о том, как подготовить доклад (речь), раздатку и презентацию к защите диплома по экономической специальности

Первое, что нужно сделать – это для себя прикинуть план выступления и его объём.

Выступление нужно рассчитывать примерно на 7-10 минут, следовательно, вам потребуется в докладе не больше 3-4 страниц, для раздатки можно сделать страниц 10-15, презентация – 7-13 слайдов.

Соответственно – если регламент больше, значит, будет больше материала.

Второе. Доклад, раздаточный материал и презентация – друг на друга очень похожи, поскольку рассказывают об одном  и том же.

Разница в том, что презентация – это способ наглядно представить комиссии материал, который нельзя рассказать, а можно только описать (рисунки: диаграммы, схемы и укрупнённые таблицы).

А раздаточный материал – это такой же материал, только детализированный (например, исходные таблицы из множества строк и столбцов).

Отсюда 2 вывода:
– презентация и раздаточный материал дополняют речь на защите;
– в 90% случаев презентация и раздаточный материал – это один и тот же материал, только один в формате презентации, а второй – в виде обычного распечатанного документа.

Третье. Из первой (теоретической части) в этих документах обычно ничего не будет. Очень редко требуется что-то из теории – только в том случае, если вы что-то выдающееся сами придумали. Например, вы рассматривали в работе 20 вариантов определений и сформулировали что-то общее. Но это уже уровень магистратуры.

В некоторых вузах требуют дать по одной ключевой мысли из каждого раздела теории. Но как правило, из теории в эти документы ничего не переносится.

Ну а теперь перейдём к составлению раздатки:

  1. Копируем все таблицы и рисунки (схемы, диаграммы, графики и т.п.) из аналитической и проектной глав, вставляем их в новый документ
  2. Переходим в приложения, оттуда также берём все таблицы и рисунки, вставляем в этот же документ. Вставляем их в том порядке, в котором на них идут ссылки по тексту, то есть между теми таблицами и рисунками, которые в первом пункте.
  3. Смотрим объём. Если получилось не больше 15 страниц – можно так и оставить (всё равно руководитель потом скажет, что поправить)
  4. Если больше – пробуем поменять шрифт в таблицах на меньший (идеально – 12pt), делаем одинарный интервал между строками
  5. Если всё равно много – нужно удалять лишнее.
  6. Как понять, что лишнее? Отложите диплом и попробуйте рассказать по таблицам и рисункам, о чём была работа. А потом просто удаляйте материалы, без которых и так всё ясно.
Я бы вам посоветовал начать именно с раздатки. В неё копируются все таблицы и рисунки из дипломной работы, а перед ними ставится рисунок организационной структуры предприятия, общий объём – до 15 страниц.
Теперь о докладе к диплому. Доклад – обычно до 3-4 страниц

  1. Доклад начинается примерно так: “Добрый день, уважаемый председатель комиссии, уважаемые члены комиссии. Представляю вашему вниманию дипломную работу на тему “Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности на примере ОАО “Банк “Турфирменный Госстрой”
  2. “Цель работы – такая-то, основные задачи – первая, вторая и третья – такие-то. Для решения первой задачи было обработано столько-то источников, для решения второй была дана характеристика предприятия, для решения третьей – разработаны мероприятия, позволяющие достигнуть цели”. Тут можно также пару предложений написать про актуальность. А также сказать о предприятии: большое или маленькое, важное для города и региона или нет, с положительной динамикой развития или нет.
  3. Если в теории у вас было что-то особенное – можно сказать о том, что вы исследовали и дать этому определение.
  4. А теперь описываем каждую таблицу: “сначала надо было провести анализ имущественного положения предприятия, для этого был составлен агрегированный аналитический баланс, который находится на стр. 1 раздаточного материала в таблице 1. Здесь же представлен анализ динамики показателей”
  5. Пишем выводы по таблице: “из этой таблицы видно, что валюта баланса выросла на столько-то, самый большой рост показали, например, внеоборотные активы. Они выросли на 50%, абсолютное изменение этого показателя составляет 390 тысяч рублей”
  6. Повторяем шаги 4-5 для каждой таблицы. То есть к каждой таблице будет примерно по 2-4 предложения на таблицу: в работе мы исследовали то-то (см. таблицу 1). Это нужно для того-то. Основной вывод отсюда – такой-то.
  7. Одновременно можно описывать рисунки. Полностью по аналогии: “на рисунке 1 изображена организационная структура предприятия”, “из рисунка 1 видно, что оргструктура предприятия состоит из 10 отделов, которые подчиняются таким-то замам, а те – подчиняются председателю банка”
  8. В итоге у вас такого текста должно получиться страниц 3-5. Больше не нужно.
  9. В конце доклада пишем: Доклад окончен, благодарю за внимание. Готов(а) ответить на вопросы”
Если доклад получается маленький – дополняем описание. Если большой – лишнее выкидываем. Тренируемся перед зеркалом рассказать его за короткое время (засекаем по часам). Если всё хорошо, то доклад и раздатка у вас готовы
Остаётся только презентация.
Презентация – это упрощённая раздатка.

Следовательно, все таблицы из раздатки копируете в презентацию пауэр пойнт.
Первый слайд – название, второй – цель, задачи, предмет, объект, третий – краткое описание предприятия.
Дальше – таблицы.

Последний слайд – спасибо за внимание.

Много информации на слайд не поместится, поэтому нещадно выкидывайте всё лишнее.
Из таблиц можно выкинуть пустые строки, строки с маленькими числами, большую часть столбцов.

Желательно в конце каждого слайда написать короткий вывод по тому, что на нём изображено.
Также таблицы можно заменить диаграммами и графиками – всё равно все таблицы вынесены в раздатку.

Стиль презентации – простой, без украшений слайдов, с небольшим количеством понятного текста.
Как сделали презентацию, после этого снова немного редактируете доклад.

На каждый слайд презентации и на каждую таблицу раздатки в нём должна быть ссылка.

Удачи в подготовке материалов ) Вопросы можно задать в комментарии

Александр Крылов, diplom35.ru.

Бывший старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ "Инжэкон" (2004-2011). Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.

4 комментария на «“Доклад (речь), раздатка, презентация на защиту”»

  1. Юлия:

    Сайт очень помогает мне в написании диплома. Рада, что есть люди которые готовы давать такую подробную информацию в бесплатном доступе, спасибо вам.

  2. Лариса:

    Александр, случайно попала на Ваш сайт и очень этому рада т.к. пишу сейчас выпускную работу и нашла для себя очень много интересной и нужной информации. Обязательно обращусь к Вам для повышения уникальности текста работы.

    • diplom35:

      Здравствуйте, Лариса ) Спасибо за комментарий. Я рад, что сайт вам оказался полезным )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *