Научная новизна в бакалаврской работе по экономике

Добрый день, мой уважаемый читатель.

Научная новизна (самые простые способы найти научную новизну) в бакалаврской работе по экономике обычно не требуется, поскольку выявление такой новизны — это задача магистров (как найти научную новизну в магистерской диссертации по экономике). Но, тем не менее, в некоторых вузах это указано в методических указаниях и для бакалавров, но без указания, как конкретно её искать.

В методичке одного вуза (СПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»), кафедра «Экономика и гуманитарные науки») я нашёл примеры научной новизны для бакалавров. Мне этот материал показался довольно хорошим, поскольку он сравнительно простой и конкретный. Ниже привожу его целиком с небольшими правками.

Представление положений научной новизны в виде таблицы

Возможные элементы научной новизны, степень и характер их новизны можно представить в виде таблице 1. Используя её, студент устанавливает элементы научной новизны, содержащиеся в его работе, а также может их классифицировать.

Таблица 1 — Возможные элементы научной новизны, степень и характер их новизны

Новые для теории и практики идеи и решения Развитие известных в теории и практике идей и решений
Степень и характер новизны впервые сделанные выводы, предложения оригинальные по сравнению с уже имеющимся спорных или признанных
Возможные элементы научной новизны по этапам исследования дополнительное обоснование их достоверности их углубление, детализация, улучшение распространение их на новые  сферы применения
1 2 3 4 5 6

Требования к оформлению положений научной новизны

  1. Каждому элементу научной новизны следует дать порядковый номер – это позволит видеть, сколько конкретных выводов, рекомендаций, предложений защищает студент. При этом личный научный вклад оценивается не количеством элементов научной новизны, а их значимостью и обоснованностью.
  2. Записать заголовок, характеризующий область, участок, вопрос, к которому относится данный элемент научной новизны.
  3. Изложить содержание элемента научной новизны и его обоснование примерно в следующей последовательности:
    1. что требует теория и методология для правильного решения данного вопроса;
    2. как этот вопрос решается в настоящее время и какие имеются недостатки;
    3. какое решение вопроса предлагает студент;
    4. какие теоретические обоснования, экспериментальные подтверждения или выполненные расчёты доказывают правильность, хозяйственную значимость и эффективность предлагаемого решения.
  1. Пояснить степень и характер новизны элемента научной новизны с позиции области исследования, имея в виду, что результат исследования должен быть новым для науки, но степень и характер его новизны могут быть различными (таблица 1).

Виды научной новизны по этапам исследования в работе бакалавра

Постановка исследуемой проблемы

  1. Обоснование актуальности, необходимости и возможности решения проблемы.
  2. Обоснование народнохозяйственного значения решения проблемы.

Познание предмета исследования

  1. Научное обобщение и систематизация материала.
  2. Открытие новых законов, закономерностей, тенденций, явлений, гипотез, преимуществ, резервов.
  3. Выводы о сущности, функциях, необходимости, развитии, связях, противоречиях, последствиях, причинах.
  4. Определение (уточнение) понятий.
  5. Построение систем.
  6. Разработка классификаций

Разработка методологии решения проблемы

  1. Определение концепции решения проблемы.
  2. Определение основных направлений решения проблемы.
  3. Разработка системного и/или комплексного подхода решения проблемы.
  4. Разработка комплекса задач, требований, принципов, условий, форм, противоречий.
  5. Выводы об отдельных задачах, требованиях, принципах, условиях, формах, противоречиях.
  6. Выбор наиболее прогрессивных, лучших решений, методов, путей из существующих и предлагаемых.
  7. Разработка экономических механизмов, моделей, систем, программ, критериев, показателей, формул для практического применения
  8. Разработка путей мобилизации резервов.

Разработка методических документов

  1. Разработка положений, методик, алгоритмов, инструкций, рекомендаций или их частей.
  2. Отдельные положения методического характера
  3. Детальная разработка экономических механизмов, моделей, систем, программ, алгоритмов, критериев, показателей, формул для практического применения.
  4. Предложения по методике расчётов доходов, расходов, эффекта, резервов и т. д.
  5. Конкретные расчёты планов, прогнозов, нормативов, норм, резервов, эффекта и т. д., имеющих ценность для практики, на основе вновь предложенных методик.

Анализ хозяйственной практики

  1. Выявление передового опыта или существующих недостатков.
  2. Предложения по более широкому использованию прогрессивного опыта.
  3. Выводы о причинах недостатков и путях их устранения.
  4. Предложения по ликвидации нарушений установленных правил.
  5. Предложения по улучшению условий применения методических документов.

Элементы научной новизны, относящиеся ко 2-5 этапам решения проблемы

  1. Постановка частных теоретических или практических вопросов.
  2. Критика неверных позиций и решений.
  3. Обобщения, классификация и анализ имеющихся точек зрения.
  4. Применение оригинальных методов исследования

Разделение исследования на этапы для поиска научной новизны

Элементы научной новизны относятся к конкретным этапам исследования, которыми являются:

  1. Постановка исследуемой проблемы. Элементы научной новизны здесь связаны с постановкой и обоснованием проблемы, которая относится в целом к теме ВКР. Постановка частных вопросов даётся в соответствующих им разделах.
  2. Познание предмета исследований. Элементы научной новизны всесторонне раскрывают предмет исследования, но ещё не связаны с непосредственным решением проблемы, то есть с его методологией, методикой, практикой. Они являются теоретической основой для решения проблемы на последующих этапах исследования.
  3. Разработка методологии решения проблемы. Элементы научной новизны характеризуют принципиальные подходы к решению исследуемой проблемы, служат основой разработки методических документов, но ещё не имеют степени конкретности для использования в хозяйственной практике.
  4. Анализ хозяйственной практики. Элементы научной новизны связаны не с разработкой или совершенствованием методических документов, а с улучшением применения действующих методических рекомендаций в конкретных практических условиях.

Пояснения к заголовкам таблицы

О степени и характере элементов научной новизны

  1. Степень научной новизны отвечает на вопрос: является ли данный элемент научной новизны новым для теории и практики идеей (решением) или он представляет собой развитие известной в теории и практике идеи (решения).
  2. Характер новизны элемента научной новизны показывает, каким путём студент достиг данного элемента научной новизны:
    1. впервые сделал вывод, предложение
    2. дал дополнительное обоснование верности той или иной идеи (решения);
    3. распространил какую-то идею (решение) на новую сферу применения.
  3. Новые для теории и практики идеи и решения – это те, которые не были известны науке, их нельзя найти в опубликованных трудах, ведомственных документах, докладах институтов и организаций, материалах конференций, практике хозяйствования:
  4. Впервые сделанные выводы, разработки, предложения – это те, которые не имеют пока других вариантов решения исследуемой проблемы.
  5. Оригинальные, по сравнению с имеющимися, выводы и предложения означают, что в теории и на практике имеются другие попытки решения той или иной задачи, но диссертант предлагает лучшее, на его взгляд, решение задачи.

Разделение известных идей и решений

Развитие известных в теории и практике идей и решений подразделяется на:

  1. Дополнительное обоснование верности известных идей и решений, которое выражается в том, что студент доказывает верность той или иной дискуссионной идеи (решения) с помощью собственных оригинальных методов исследования и обобщений материалов практики, логических обоснований и т. п.
  2. Углубление, детализация, улучшение известных идей и решений, которое означает, что студент более конкретно, чем его предшественники раскрывает данную дискуссионную или признанную идею (решение) – глубже познаёт сущность явления, причины недостатков практики, подробнее даёт тот или иной экономический механизм и т. п.
  3. Распространение известных идей и решений на новые сферы их применения, которое заключается в том, что студент находит возможность более широкого использования той или иной признанной идеи (решения), «привязывает» эту идею (решение) к новой сфере применения с учётом её специфики.

При раскрытии элементов научной новизны в трёх последних случаях целесообразно сначала сформулировать ту идею (решение), которая развивается студентом, затем пояснить — является ли она дискуссионной или признанной и, наконец, раскрыть, в чём состоит развитие данной идеи (решения).

 

Старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ "Инжэкон" в 2004-2011 годах. Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *