Методички по дипломным работам: что это и как правильно использовать (20 картинок), а также 3 примера для скачивания
Здравствуйте, мой уважаемый читатель.
В этой статье, хочу вам рассказать о том, как правильно использовать документ, который называется методические указания к дипломной работе или, сокращённо, «методичку».
Методические указания – это важнейший документ, который требуется взять на кафедре своего вуза до того момента, как вы напишете хотя бы одно слово в своей работе. Методички есть для большинства учебных работ: выпускных квалификационных, аттестационных, курсовых, контрольных практических и других работ.
Без методички – невозможно оценить трудозатраты на выполнение работы, оценить стоимость материалов на заказ для подобного исследования (средние цены на работы), а также очень легко можно потратить кучу времени на работу, а потом выяснить, что каких-то разделов нет, а оформление нужно переделывать, поскольку иначе работу просто не примут.
Простая тема, адекватный научный руководитель и выполнение требований методических указаний — залог хорошей работы.
- 1 Что такое методичка
- 2 Где можно взять методичку
-
3
Методичка к диплому – как правильно пользоваться
- 3.1 Смотрим объём работы и настройки основного шрифта
- 3.2 Настраиваем поля и нумерацию страниц
- 3.3 Узнаём требования по антиплагиату и числу источников
- 3.4 Настраиваем параметры страницы
- 3.5 Переносим обязательные элементы в документ
- 3.6 Оформляем заголовки
- 3.7 Оформляем рисунки, таблицы и формулы
- 3.8 А что делать со ссылками на литературу и списком источников?
- 3.9 Что у вас получится в результате использования методички?
- 4 Потенциально опасные элементы методических указаний
- 5 Заказать оформление работы по методичке
Что такое методичка
Методичка – это документ, описывающий, что и как нужно делать, чтобы получить нужный результат.
Кроме того, в ней часто содержится список рекомендованных тем для исследования.
Внешне она похожа на курсовую или дипломную работу – как в электронном, так и в распечатанном виде.
Это файл PDF или Word, обычно содержащий 40-60 страниц формата А4.
Возможно, что файлов будет 2: один с оформлением работы, другой – с кратким содержанием.
А иногда файл один для всех видов работ – от контрольной до выпускной квалификационной работы.
Как выглядит методичка – 3 примера
Методички могут очень сильно отличаться, отличия зависят от учебного заведения, а не от типа работы.
Случается, что методичка к курсовому проекту в одном вузе содержит более сложные требования, чем методические указания к выпускной работе в другом вузе.
В качестве примера методички предлагаю вам скачать и посмотреть 3 методички: две из них – по составу и оформлению выпускных квалификационных работ, и одна – по написанию итоговой аттестационной работы по программе MBA.
- Методические рекомендации по написанию итоговой аттестационной работы по программе МВА (мастер делового администрирования) (Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Школа бизнеса).
- Состав и оформление выпускных квалификационных работ – учебно-методическое пособие (Вятский государственный университет, Институт экономики и менеджмента)
- Требования к структуре и оформлению выпускных квалификационных работ (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли) – методические указания
Для просмотра PDF файлов я рекомендую вам пользоваться шикарной бесплатной программой – Foxit PDF Reader (https://www.foxit.com/ru/pdf-reader/).
Конечно, PDF файл можно открыть и в браузере, но там может не работать нормально поиск по тексту.
Обратите внимание, что, хотя все документы об одном и том же, но вот названия у них отличаются: методичка может быть в форме методических указаний, методических рекомендаций, учебно-методического пособия.
Возникает вопрос – а в чём тогда разница. Может, конкретному студенту или слушателю конкретного учебного заведения нужно искать не указания, а рекомендации?
Что такое методические указания
Методические указания – это форма методички, которая строго указывает, что нужно делать.
Что такое методические рекомендации
Методические рекомендации – это форма методички, которая рекомендует, что нужно делать.
Что такое учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие – это форма методички, которая поясняет, что нужно делать.
Есть ли разница между указаниями, рекомендациями и пособием
Вообще, да. Но в плане написания курсовых, выпускных квалификационных и аттестационных работ – можно считать, что разницы между методическими указаниями, рекомендациями и пособием нет.
Студенту (слушателю) в любом случае придётся полностью исполнять то, что указано в этих документах – вне зависимости от того, как называется документ.
Где можно взять методичку
Ответ на вопрос зависит от того, для чего нужна методичка.
Методичка по подготовке ВКР – в вузе есть всегда, поскольку без неё не получить аккредитацию.
А вот методичек по подготовке курсовых работ и проектов по каким-то предметам может и не быть.
Однако в любом случае методичку нужно брать именно в учебном заведении. Если нет по конкретному предмету – значит, берём по аналогичному предмету (то есть преподаваемому на этом же курсе преподавателем этой же кафедры).
Не стоит пользоваться методичками других вузов. И даже к методичкам своего вуза, но опубликованным несколько лет назад, нужно относиться с осторожностью, потому что разница между ними может быть даже больше, чем в тех примерах методичек, которые я прикрепил выше.
Методичка к диплому – как правильно пользоваться
Итак, что такое методичка к диплому, думаю, уже понятно. Методичка к диплому – это документ с указаниями по написанию и оформлению работы.
Но для нас значительно важней понять, как пользоваться методичкой, чтобы потом не пришлось переделывать работу.
Для того чтобы не было сюрпризов, в методических указаниях нужно найти ряд моментов. Чтобы их найти – удобней всего не читать всё подряд, а найти наиболее важные моменты. Для этого пользуемся кнопками CTRL F – и ищем по тексту.
Смотрим объём работы и настройки основного шрифта
В первую очередь, в методичке нужно посмотреть объём работы и отдельных частей. Для этого можно искать в документе по слову «страниц»: нажмите на клавиатуре кнопки CTRL F – и введите то, что ищете.
Есть работы на 70 страниц (в большинстве случаев), а есть – на 100. Куда-нибудь в отдельный файл выносим число страниц.
Второе — параметры текста. Стандартно: страницы А4, 14 размер шрифта, интервал 1,5, шрифт – Times New Roman.
По словам «А4», «размер», «кегль» и «интервал» вы сможете посмотреть, какие требования у вас. Потому что есть работы с 12 размером шрифта и интервалом 1 – они в полтора раза больше по объёму, относительно стандартных страниц.
А может быть шрифт ещё меньше – как на примере выше.
Но поскольку тут размер страницы А5, то в итоге текста потребуется меньше.
Настраиваем поля и нумерацию страниц
Третье, что нужно настроить – поля страниц. Можно искать по слову «пол», «полей». Обычно – 3 см слева, 1 см справа, сверху и снизу – по 2 см.
Далее решаем вопрос с нумерацией страниц.
Обычно – нумерация стартует со страницы «Введение» (внизу, по центру страницы, таким же шрифтом, что и обычный текст), а на предыдущих страницах номеров нет. Ищем по словам «нумер» или «страниц».
В большинстве случаев на введении ставится цифра 3, но иногда бывает и больше (максимальное значение, которое я видел, — 7).
Узнаём требования по антиплагиату и числу источников
Ещё можно сразу посмотреть требования по антиплагиату и число источников.
Требования по оригинальности ищем по словам «антиплагиат», «оригинал», «уникал». Для ВКР – требуемый уровень оригинальности составляет обычно 80-85% от первого слова введения до последнего слова заключения.
Но иногда проверяют вместе с титульником, литературой и приложениями – тогда требования значительно ниже. Иногда – от 40%. Чем ниже требуемый уровень, тем меньше усилий потребует обход антиплагиата (способы обхода антиплагиата)
Требования по числу источников ищем по словам «источник» и «литератур».
Следует отметить, что если вы претендуете на оценку выше «удовлетворительно», то количество источников должно быть более 40.
Настраиваем параметры страницы
Итак. С размером работы определились. Открываем документ Word и в нём дальше можно работать.
Первая строка этого документа будет – название работы (чтобы руководителю при проверке не вспоминать, какая у вас тема).
Вторая строка – по центру пишем слово «Содержание».
Щёлкаем на кнопку «Ввод» (Enter), вставляем содержание (если есть и согласовано с руководителем). Если нет – пока двигаемся дальше, смотрим, что к чему в методичке, но вот саму работу без утверждённого содержания будет нельзя.
После содержания (или после места для него) нажимаем две кнопки CTRL и Ввод – курсор перепрыгнет сразу на следующую страницу. Вверху этой страницы по центру пишем «Введение» и щёлкаем «Ввод».
Теперь нажимаем CTRL A, выделяем весь текст целиком – ставим ему настройки шрифта из методички, указываем поля и нумерацию страниц.
Переносим обязательные элементы в документ
Двигаемся дальше. Что ещё есть в методичке?
Дальше в ней есть список того, что должно быть в дипломе, и из чего эти элементы состоят.
Поиском находим «Содержание», «Введение» — и просматриваем, что в них входит. Кстати, иногда содержание называют оглавлением – в этом случае нужно будет заменить это название.
Из раздела методички, в котором описано, что должно быть во введении, можно весь текст скопировать в черновик, и его поправить под себя, оставив структуру введения, требуемую в вашем вузе (например, где-то нужно писать проблему, где-то – нет).
Подробная статья о написании введения.
Обратите внимание, что вот эти выделенные мной элементы – должны в такой же форме быть упомянуты в самом введении работы. А конкретно в данном примере – есть два упущения в методичке. Во-первых, самым первым понятием введения является актуальность (подробно об актуальности проекта и об актуальности ВКР). Во-вторых, не упомянут предмет исследования (примеры предметов и объектов исследования).
После копирования текста – смотрим в методичке отступ красной строки. Обычно – 1,25 см. Проверяем в методичке, какой должен быть у вас – ищем по слову «Отступ» или «Строк». И выделив только что скопированный текст – ставим ему такой отступ, который требуется.
А вот из остальных элементов скопировать уже ничего особо не получится. Поскольку там обычно общие слова: дескать, в первой главе теоретический обзор, во второй – анализ, в третьей главе – мероприятия. В заключении выводы, в списке источников — использованные источники. В приложения – то, что не влезло в основной текст. Если у вас нет содержания – можно на основе этого описания предварительно сделать содержание.
После того, как скопировали из методички текст, относящийся к введению, нажимаем кнопки CTRL и Ввод – и перепрыгиваем на следующую страницу.
Здесь пишем название первой главы, жмём «Ввод».
Пишем название первого параграфа, жмём «Ввод».
Оформляем заголовки
В методичке теперь надо посмотреть, как должны быть оформлены заголовки и подзаголовки.
Для этого ведём поиск по слову «Введение» и ищем, где описано оформление этого заголовка (обычно для всех заголовков и подзаголовков оформление находится рядом, поэтому, как найдёте оформление одного элемента, так и остальные найдёте).
Для заголовков важно посмотреть наличие собственных отступов (иногда это 6 пт, иногда 12, иногда 18). Эти отступы могут быть сверху и снизу, либо только с одного направления. А ещё у них может быть свой отступ красной строки или, наоборот, вообще его не быть.
Оформляем заголовки главы 1 и параграфа 1.1, как написано.
В будущем можно будет это оформление просто копировать с одного заголовка на другой (ставим курсор на оформленный заголовок, нажимаем кнопку «Формат по образцу», щёлкаем по неоформленному заголовку – оформление скопируется).
Такое копирование оформления можно делать не только для заголовков, но и для других элементов: текста, таблиц, рисунков, формул и т.д.
Оформляем рисунки, таблицы и формулы
Дальше начинаем заполнять работу. Когда дойдёте до первого рисунка в ней – открываете методичку и смотрите, как оформляются рисунки (ищем по слову «рисун»). Оформляете этот первый рисунок, потом остальные – делаете по его образцу.
Аналогичная ситуация с таблицами: как появилась первая таблица в работе – оформляете её, остальные – по образцу (ищем по слову «таблиц»).
И ещё такая же ситуация с формулами – дошли до первой формулы, оформили, далее всё оформляете по ней (ищем по слову «формул»).
А что делать со ссылками на литературу и списком источников?
Что ещё требуется оформлять? Ссылки внутри текста и список литературы (источников).
Ссылки бывают двух видов: в виде квадратных скобок – например: [5, с. 96]. И в виде сносок.
Чтобы найти, как это делается у вас, можно искать по слову «ссылк» или «источник» и по знаку «[» или «]».
А вот что обычно не нужно оформлять по методичке – список литературы и источников. Его лучше оформить по образцу вот тут: как оформить литературу.
Почему не нужно? Потому что обычно достаточно сделать по образцу. Но если будет желание – можно и это найти по слову «список».
Что у вас получится в результате использования методички?
Правильно оформленный файл, в котором оформлены его основные элементы: заголовки, шрифт, поля, таблицы, рисунки, формулы, а также ссылки на литературу, сам список и приложения.
Вообще, после того как вы оформите основные элементы – есть смысл посмотреть, как оформляются и дополнительные элементы – например, списки, примечания, сноски – все их можно найти аналогичным образом.
Потенциально опасные элементы методических указаний
Следует раскрыть ещё несколько очень важных вопросов, связанных с тем, зачем и для чего нужна методичка к диплому.
В методических указаниях по выполнению ВКР есть несколько моментов, которые нужно учесть заранее.
Одни из них связаны с написанием самой работы и важны, чтобы её защитить – их мы уже рассмотрели.
Но есть ещё пара моментов, которые появились совсем недавно, и на которые студенты внимания не обращают.
Итак, что есть в методичке по дипломной работе:
1) перечислены разделы работы, их объём и что должно в них быть;
2) указан уровень оригинальности, которому как минимум должна соответствовать работа.
С данными вопросами всё понятно.
Но ещё в методичке могут быть несколько довольно опасных элементов:
3) согласие (заявление) дипломника, что он обязался использовать ссылки на использованную литературу, чтобы не было некорректных заимствований, а также что работа сделана самостоятельно.
Выглядит оно, например, так:
Этот блок текста может быть размещён в задании на ВКР либо быть отдельным документом. Найти его можно по слову «самостоятель» либо просто пролистав приложения к методичке;
4) согласие на предоставление права использования произведения. Это согласие выглядит, например, так (если идёт в составе авторской справки):
Данный элемент можно найти, например, по слову «безвозмезд».
Раньше (несколько лет назад) подобного согласия не было.
Но сейчас оно есть, и вот эти последние пункты для человека, который заказывает материалы для исследования либо не делает ссылки, — на мой вкус крайне опасны. И могут отразиться в жизни через 10-15 лет.
Ведь работу в открытом доступе кто угодно может проверить — например, конкурент на хорошее рабочее место. И в таком случае можно не только лишиться этого хорошего места, но ещё и стать объектом уголовного преследования по статье 146 УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав).
Поэтому нужно очень заранее подумать, что и как делать в ВКР. Поскольку правила деятельности в данной сфере поменялись. А вот студенты и авторы вспомогательных материалов к дипломным работам — не факт. Поэтому наиболее разумно — делать работу самостоятельно, заказывая материалы частично, — так, как описано в моих статьях: как подготовить дипломную работу.
Заказать оформление работы по методичке
Заказать оформление исследования (или любой другой работы) по методичке можно на специализированных фриланс биржах. Крупнейшая из них – автор24. Просто оставляете заявку – и ждёте, пока прилетит 20-30 предложений от разных кандидатов.
Обращаю ваше внимание, что оформление работы по ГОСТу и оформление работы по методическим указаниям конкретного учебного заведения – различаются практически всегда. Даже из тех примеров, которые приведены в этой статье, видно, что оформление работ в конкретных вузах разное, хотя в любом случае опирается на ГОСТы.
Поэтому обращаясь к любым возможным исполнителям, важно уточнить, как будет происходить оформление, а ещё лучше – сразу прикрепить методичку к заявке, чтобы кандидаты могли с ней заранее ознакомиться.
Надеюсь, что данная статья в полной мере раскрыла для вас тему методичек по дипломным работам (и по другим видам работ).
Спасибо за внимание.
Александр Крылов, diplom35.ru.