Научная новизна в бакалаврской работе по экономике
Добрый день, мой уважаемый читатель.
Научная новизна (самые простые способы найти научную новизну) в бакалаврской работе по экономике обычно не требуется, поскольку выявление такой новизны — это задача магистров (как найти научную новизну в магистерской диссертации по экономике). Но, тем не менее, в некоторых вузах это указано в методических указаниях и для бакалавров, но без указания, как конкретно её искать.
В методичке одного вуза (СПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»), кафедра «Экономика и гуманитарные науки») я нашёл примеры научной новизны для бакалавров. Мне этот материал показался довольно хорошим, поскольку он сравнительно простой и конкретный. Ниже привожу его целиком с небольшими правками.
Представление положений научной новизны в виде таблицы
Возможные элементы научной новизны, степень и характер их новизны можно представить в виде таблице 1. Используя её, студент устанавливает элементы научной новизны, содержащиеся в его работе, а также может их классифицировать.
Таблица 1 — Возможные элементы научной новизны, степень и характер их новизны
Новые для теории и практики идеи и решения | Развитие известных в теории и практике идей и решений | ||||
Степень и характер новизны | впервые сделанные выводы, предложения | оригинальные по сравнению с уже имеющимся | спорных или признанных | ||
Возможные элементы научной новизны по этапам исследования | дополнительное обоснование их достоверности | их углубление, детализация, улучшение | распространение их на новые сферы применения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Требования к оформлению положений научной новизны
- Каждому элементу научной новизны следует дать порядковый номер – это позволит видеть, сколько конкретных выводов, рекомендаций, предложений защищает студент. При этом личный научный вклад оценивается не количеством элементов научной новизны, а их значимостью и обоснованностью.
- Записать заголовок, характеризующий область, участок, вопрос, к которому относится данный элемент научной новизны.
- Изложить содержание элемента научной новизны и его обоснование примерно в следующей последовательности:
- что требует теория и методология для правильного решения данного вопроса;
- как этот вопрос решается в настоящее время и какие имеются недостатки;
- какое решение вопроса предлагает студент;
- какие теоретические обоснования, экспериментальные подтверждения или выполненные расчёты доказывают правильность, хозяйственную значимость и эффективность предлагаемого решения.
- Пояснить степень и характер новизны элемента научной новизны с позиции области исследования, имея в виду, что результат исследования должен быть новым для науки, но степень и характер его новизны могут быть различными (таблица 1).
Виды научной новизны по этапам исследования в работе бакалавра
Постановка исследуемой проблемы
- Обоснование актуальности, необходимости и возможности решения проблемы.
- Обоснование народнохозяйственного значения решения проблемы.
Познание предмета исследования
- Научное обобщение и систематизация материала.
- Открытие новых законов, закономерностей, тенденций, явлений, гипотез, преимуществ, резервов.
- Выводы о сущности, функциях, необходимости, развитии, связях, противоречиях, последствиях, причинах.
- Определение (уточнение) понятий.
- Построение систем.
- Разработка классификаций
Разработка методологии решения проблемы
- Определение концепции решения проблемы.
- Определение основных направлений решения проблемы.
- Разработка системного и/или комплексного подхода решения проблемы.
- Разработка комплекса задач, требований, принципов, условий, форм, противоречий.
- Выводы об отдельных задачах, требованиях, принципах, условиях, формах, противоречиях.
- Выбор наиболее прогрессивных, лучших решений, методов, путей из существующих и предлагаемых.
- Разработка экономических механизмов, моделей, систем, программ, критериев, показателей, формул для практического применения
- Разработка путей мобилизации резервов.
Разработка методических документов
- Разработка положений, методик, алгоритмов, инструкций, рекомендаций или их частей.
- Отдельные положения методического характера
- Детальная разработка экономических механизмов, моделей, систем, программ, алгоритмов, критериев, показателей, формул для практического применения.
- Предложения по методике расчётов доходов, расходов, эффекта, резервов и т. д.
- Конкретные расчёты планов, прогнозов, нормативов, норм, резервов, эффекта и т. д., имеющих ценность для практики, на основе вновь предложенных методик.
Анализ хозяйственной практики
- Выявление передового опыта или существующих недостатков.
- Предложения по более широкому использованию прогрессивного опыта.
- Выводы о причинах недостатков и путях их устранения.
- Предложения по ликвидации нарушений установленных правил.
- Предложения по улучшению условий применения методических документов.
Элементы научной новизны, относящиеся ко 2-5 этапам решения проблемы
- Постановка частных теоретических или практических вопросов.
- Критика неверных позиций и решений.
- Обобщения, классификация и анализ имеющихся точек зрения.
- Применение оригинальных методов исследования
Разделение исследования на этапы для поиска научной новизны
Элементы научной новизны относятся к конкретным этапам исследования, которыми являются:
- Постановка исследуемой проблемы. Элементы научной новизны здесь связаны с постановкой и обоснованием проблемы, которая относится в целом к теме ВКР. Постановка частных вопросов даётся в соответствующих им разделах.
- Познание предмета исследований. Элементы научной новизны всесторонне раскрывают предмет исследования, но ещё не связаны с непосредственным решением проблемы, то есть с его методологией, методикой, практикой. Они являются теоретической основой для решения проблемы на последующих этапах исследования.
- Разработка методологии решения проблемы. Элементы научной новизны характеризуют принципиальные подходы к решению исследуемой проблемы, служат основой разработки методических документов, но ещё не имеют степени конкретности для использования в хозяйственной практике.
- Анализ хозяйственной практики. Элементы научной новизны связаны не с разработкой или совершенствованием методических документов, а с улучшением применения действующих методических рекомендаций в конкретных практических условиях.
Пояснения к заголовкам таблицы
О степени и характере элементов научной новизны
- Степень научной новизны отвечает на вопрос: является ли данный элемент научной новизны новым для теории и практики идеей (решением) или он представляет собой развитие известной в теории и практике идеи (решения).
- Характер новизны элемента научной новизны показывает, каким путём студент достиг данного элемента научной новизны:
- впервые сделал вывод, предложение
- дал дополнительное обоснование верности той или иной идеи (решения);
- распространил какую-то идею (решение) на новую сферу применения.
- Новые для теории и практики идеи и решения – это те, которые не были известны науке, их нельзя найти в опубликованных трудах, ведомственных документах, докладах институтов и организаций, материалах конференций, практике хозяйствования:
- Впервые сделанные выводы, разработки, предложения – это те, которые не имеют пока других вариантов решения исследуемой проблемы.
- Оригинальные, по сравнению с имеющимися, выводы и предложения означают, что в теории и на практике имеются другие попытки решения той или иной задачи, но диссертант предлагает лучшее, на его взгляд, решение задачи.
Разделение известных идей и решений
Развитие известных в теории и практике идей и решений подразделяется на:
- Дополнительное обоснование верности известных идей и решений, которое выражается в том, что студент доказывает верность той или иной дискуссионной идеи (решения) с помощью собственных оригинальных методов исследования и обобщений материалов практики, логических обоснований и т. п.
- Углубление, детализация, улучшение известных идей и решений, которое означает, что студент более конкретно, чем его предшественники раскрывает данную дискуссионную или признанную идею (решение) – глубже познаёт сущность явления, причины недостатков практики, подробнее даёт тот или иной экономический механизм и т. п.
- Распространение известных идей и решений на новые сферы их применения, которое заключается в том, что студент находит возможность более широкого использования той или иной признанной идеи (решения), «привязывает» эту идею (решение) к новой сфере применения с учётом её специфики.
При раскрытии элементов научной новизны в трёх последних случаях целесообразно сначала сформулировать ту идею (решение), которая развивается студентом, затем пояснить — является ли она дискуссионной или признанной и, наконец, раскрыть, в чём состоит развитие данной идеи (решения).