Методы исследования: методы диагностики, пример исследования и результат исследования в дипломных (ВКР) и курсовых работах
- 1 Где в дипломных работах отражают методы исследования
- 2 Метод исследования простыми словами
- 3 Классификации методов исследования
- 4 Как указать методы исследования во введении работы и в каком объёме?
- 5 Чем отличаются метод, методика и методология
- 6 Пример исследования в экономике
- 7 Методы экономической диагностики (методы диагностических исследований)
- 8 Результат исследования в экономике
Где в дипломных работах отражают методы исследования
Где в выпускных квалификационных работах упоминаются методы исследования?
Во первых, они упоминаются во введении ВКР
В работах бакалавров они часто входят в п. 1.2 теоретической главы, где рассматриваются показатели и методы исследования.
В магистерских работах методам исследования часто посвящают отдельную методологическую главу – вторую главу магистерской диссертации.
Метод исследования простыми словами
Что такое метод исследования? Если по-простому — это набор действий, которые применяют к чему-то и получают что-то новое. Это путь от одного состояния чего-то к другому с описанием конкретных шагов.
Например, есть какой-то набор данных в виде текста – применили к нему преобразование в таблицу – получили таблицу.
Данные характеризуют объект исследования (его часть, предмет).
Действие по отношению к этим данным – происходит с помощью определённых средств и способов определённым образом. В этом состоит суть метода.
Действие производит субъект.
Они нужны для того чтобы сделать мнение о чём-то (предмете исследования), а затем предложить что-то по его совершенствованию (мероприятия) в соответствии с темой работы, которую вы делаете.
Поскольку предмет исследования можно исследовать по шагам, то на каждом шаге могут быть разные методы исследования.
Классификации методов исследования
Универсальные и частные методы
Первый вариант классификации методов исследования:
1) универсальные (можно применить практически везде)
2) частные (принято применять в определённой области).
Философские, общенаучные и эмпирические методы
диалектический | Предполагает, что всё развивается, течёт и меняется. Действительность противоречива. Источник развития – противоречия между элементами целого. Количество переходит в качество. Этот метод – основа общенаучных методов. |
метафизический | Предполагает, что всё случайно и не взаимосвязано. Внутренних противоречий нет. Количество не переходит в качество. Сущность мира неизменна, а знание – конечно. |
феноменологический | Весь мир – продукт сознания человека |
герменевтический | искусство и теория истолкования и интерпретации текста. Всё можно объяснить, но не всё можно понять |
интуитивный | Истина постижима путём её прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательств |
аналитический | Познание основано на мысленном или фактическом разложении целого на составные части |
эклектический | Произвольное соединение разрозненных понятий |
догматический | Восприятие мира через догмы (устоявшиеся понятия) |
софистический | Выведение новых понятий из ложных посылок, которые были красиво поданы |
Анализ | Разделение исследуемого предмета на составные единицы, свойства и подробно изучение каждой части. |
Синтез | Соединение отдельных частей в единое целое, противопоставление анализу. Используется, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении. |
Обобщение | Выделение общего и существенного признака (или признаков) в объектах или явлениях и их объединение |
Построение гипотез | Формулирование предположительного знания, которое разрешает противоречие в фактах о некоторых объектах или явлениях и сравнение результатов применения этого знания к другим схожим фактам с реальностью |
Моделирование | Создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования |
Классификация | Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки. |
Дедукция | На основе общего суждения производится переход к частному выводу. |
Индукция | Этот метод – противопоставление дедукции, способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.
Он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления. |
Аналогия | Если между несколькими объектами есть определённые сходства (есть общие признаки), можно предположить, что и другие характеристики этих объектов могут совпасть |
Абстрагирование | Мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков |
Сравнение | Изучение сходств и различий предметов; сопоставление характеристик одного предмета с другим |
Формализация | Представление явлений в знаково-символьном виде. Зная, какие характеристики у объекта, можно оценить его действия. Пример: Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата |
Аксиоматизация | Формулирование аксиом, которые являются основой для дальнейшего создания теорий. Пример: Геометрия Эвклида |
Гипотетико-дедуктивный метод | Создание системы гипотез и выведение из этого заключений.
Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем |
Эмпирические методы исследования.
Методы, основанные на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления
Наблюдение | Целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующим сбором информации (то есть регистрацией наблюдаемых фактов).
Чтобы наблюдение дало результат, необходимо подготовиться к нему: 1. составить план, 2. набросать факторы, требующие особого внимания, 3. определиться со сроками и объектами наблюдения, 4. подготовить отчётную таблицу Наблюдение может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным. Метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов |
Сбор данных (описание) | Формирование подборки данных на основе рассмотрения разнообразных источников информации.
Сведения можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых документов, аудио и видео материалов, рукописей интернета и т.д. Нужно учитывать, что не все факты достоверны (особенно в интернете), поэтому необходимо проверять данные (например, сопоставляя разные конкурирующие источники) Один из вариантов метода – контент-анализ: статистический анализ данных различных источников. Ещё один вариант – реферирование литературы по теме исследования. |
Анализ полученных данных | Разделение и классификация данных на основе различных принципов. Проверка материала на логичность, достоверность и актуальность.
Первый этап анализа – измерение (сравнение по общим признакам) полученных данных. |
Эксперимент | Исследование определённого процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.
Если наблюдение – это сравнительно пассивный метод исследования, то эксперимент — результат активной деятельности исследователя. Для проведения опыта или серии опытов автор создаёт определённые условия, в которые помещает предмет исследования. Эксперимент может быть констатирующий и формирующий. Исследователь может менять условия эксперимента при необходимости. |
Опрос | Обращение к группе людей с конкретными вопросами по поводу проблемы. Три варианта опроса:
— интервью (устно), — беседа (устно) — анкетирование (письменно). чётко сформулировать его |
Анализ данных эмпирического исследования
Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.
Анализ полученных данных происходит в несколько этапов:
- Описание данных. Описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
- Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
- Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
- Уменьшение числа переменных. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных факторов.
- Группировка результатов.
- Оформление результатов исследования – анализ и интерпретация данных.
Специальные, количественные и качественные методы
Специальные методы, относящиеся к конкретной науке
В любой научной дисциплине применяется набор определенных методов разного уровня. Приведем некоторые из них в таблице.
Биология | генеалогический – изучение наследственности, составление родословных |
исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет) | |
биохимический – изучение химических процессов организма и др. | |
Юриспруденция | историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени |
сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран | |
право-социологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д. | |
Медицина | лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей |
функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым) | |
структурная диагностика – выявление изменений в строении организма | |
Экономика | экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого |
статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей | |
социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д. | |
расчетно-конструктивный — экономическое моделирование и т.д. | |
Психология | метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления |
метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление | |
биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д. |
Ещё один вариант классификации методов – разделение их по возможности измерения.
Количественные (формализованные) методы исследования помогают анализировать явления и процессы, опираясь на количественные показатели.
Эти методы отвечают на вопрос «сколько».
Статистические | Статистические методы нацелены на сбор числовых данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений.
Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения. Примеры: статистическое наблюдение, анализ динамики (путем расчета абсолютного и относительного прироста, темпов роста и прироста и сравнения результатов), расчет относительных и средних величин (средних арифметических простых и взвешенных, средних геометрических), составление группировок экономических показателей согласно определенным признакам (метод группировок), расчет индексов (индексный метод), составление графиков (графический метод) и т.д. Анализ различных экономических явлений, хозяйственных процессов и ситуаций начинается, как правило, с рассмотрения абсолютных величин, выраженных в натуральных или стоимостных показателях. Финансовый учет базируется именно на этих показателях. Дальнейший анализ предполагает исчисление на основе абсолютных величин средних и относительных величин в целях анализа динамики и структуры экономических явлений, анализа интенсивности использования производственных ресурсов и т.д. |
Бухгалтерско-аналитические | балансовый метод, метод двойной записи, сопоставления, нормативный метод, метод отклонений и т.д. |
Экономико-математические | методы элементарной математики (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня, вычисление процентов и индексов роста и т.д.);
классические методы математического анализа (дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление); методы математической статистики (в том числе корреляционно-регрессионный анализ, факторный анализ); эконометрические методы (в том числе производственные функции, межотраслевой баланс, национальное счетоводство); методы математического программирования (оптимизация, линейное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование); Методы исследования операций: управление запасами, методы износа и замены оборудования, теория игр, теория расписаний, теория массового обслуживания методы экономической кибернетики (в том числе системный анализ, моделирование, имитация) и т.д. |
Качественные методы исследования направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе раскрыть механизмы различных процессов. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Эти методы отвечают на вопросы «как» и «почему».
Дерево решений | позволяет экспертам оценивать значения денежных потоков по нескольким вариантам развития
Дерево решений – это сетевые графики, отражающие моменты наступления событий и вероятность получения финансовых результатов. Каждая ветвь дерева – это различные варианты развития |
Дельфи-модели | многоступенчатые методы оценки ожидаемого спроса на продукты (услуги) |
Разработка сценариев | позволяет перейти от детализированного описания стратегических и оперативных рисков, характерных для каждого вида деятельности предприятия, к проработке вероятного, пессимистического и оптимистического вариантов развития. На заключительном этапе перспективного планирования такая оценка риска должна воплощаться в показателях плановых заданий: напряженных (оптимистический сценарий), наиболее реальных (вероятный сценарий) и заниженных (пессимистический сценарий) |
Неформализованные методы, основанные на интуиции | Эвристические, или креативные, способы предвидения, групповые социально-психологические методы решения проблем (брэйнсторминг, метод 635, синектика, морфологический анализ и др.) |
Брэйнсторминг (мозговой штурм) | метод группового коллективного выдвижения и оценки идей, связанных с новыми решениями научно-технических, управленческих, творческих задач, поиском вариантов поведения в определенных ситуациях |
Экспертные оценки | Сбор мнений экспертов по проблемной области |
Как указать методы исследования во введении работы и в каком объёме?
Пример описания методов исследования во введении дипломной работы по экономике: «В работе были использованы следующие методы исследования: табличный метод, метод финансовых коэффициентов, графической интерпретации результатов и др.»
Обычный объём текста о методах — не более 2-х абзацев размером до 4-5 строк.
Чем отличаются метод, методика и методология
Отличие метода от методики и методологии
Метод – это набор действий. Путь от одного состояния к другому.
Пример исследования в экономике
Одним из популярных видов исследования в экономике выступает исследование финансового состояния предприятия.
Оно осуществляется в ряд этапов.
Сначала производится сбор исходных данных – это, как правило, баланс и отчёт о финансовых результатах за ряд лет.
Затем указанные данные агрегируются: составляются укрупнённые таблицы.
Затем для них рассчитываются структурные и динамические показатели активов, пассивов и финансовых результатов.
А далее с помощью метода финансовых коэффициентов устанавливают состояние ликвидности, платёжеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности.
Методы экономической диагностики (методы диагностических исследований)
Рассмотрим также отдельные методы экономической диагностики
Под методом диагностики понимают способ получения и анализа необходимой информации:
— личные наблюдения;
— опрос исполнителей;
— изучение документов;
— анкетирование;
— фотографии рабочего дня и т.д.
Методика проведения диагностики деятельности предприятия охватывает совокупность конкретных методов (приемов).
Основные методы диагностики:
Неформализованные методы (логическое, субъективное исследование):
— экспертный (оценка ситуации высоопытными специалистами);
— морфологический (систематизация набора альтернативных решений и выбор наиболее эффективных вариантов);
— рейтинговый (систематизация, ранжирование и определение лучших результатов по определенным показателям);
— фактографический (анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т.д.);
— мониторинг (детальных, систематизированный анализ изменений);
— логическое моделирование (построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц);
— фундаментальный (изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики);
— технический (проведение детального анализа динамики определенных показателей хозяйственной деятельности предприятия).
Формализованные методы (четкие формализованные аналитические зависимости):
— факторные (выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов);
— конъюнктурный (определение текущего состояния по позициям);
— математический (цепные подстановки, арифметические разницы, относительные величины, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, вычисление простых и сложных процентов, дисконтирование);
— статистический (корреляционный, дисперсный, экстраполяционный, ковариационный анализ, методы средних величин, группировок, графический и индексный методы и т.д.);
— методы исследования операций (использование теории игр, построение дерева целей и ресурсов, сетевое планирование и т.д.);
— эконометрические (матричный, спектральный анализ, межотраслевой баланс);
— экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование (системный анализ, машинная имитация, линейное, нелинейное, динамическое программирование).
Результат исследования в экономике
1) либо новое дополнительное знание в виде решения проблемы исследования, что и позволяет достичь цели исследования,
2) либо новое дополнительное знание о том, что поставленную проблему решить оказалось невозможно, и цели достичь не получилось.
1) набор новых научных фактов либо
2) определённые числовые зависимости между явлениями, понятиями, категориями, элементами исследуемого объекта, либо
3) научная теория.
Результат в выпускных квалификационных работах тесно связан с темой работы и, следовательно, с её целью. Например, если тема «совершенствование финансового состояния», то цель – усовершенствовать финансовое состояние, а результат – усовершенствованное финансовое состояние.
Поэтому из формулировки темы дипломной работы можно понять, какой результат ожидается в конце исследования.
Результат состоит из решения задач исследования, которые определяются во введении работы.
При этом результат исследования может содержать информацию, которая изначально не предполагалась быть полученной. Обычно ее квалифицируют в качестве побочного результата (результатов).
Список основных использованных источников при подготовке статьи
http://kursach37.com/metody-issledovaniya-v-nauchnoy-rabote/
https://nauchniestati.ru/blog/metody-issledovanija/