Методы исследования: методы диагностики, пример исследования и результат исследования в дипломных (ВКР) и курсовых работах

Здравствуйте, мой уважаемый читатель. В этой статье я хочу рассмотреть такую тему как методы исследования. Это довольно общая тема, поэтому хотя я и экономист, но, думаю, все эти методы исследования можно без проблем использовать в психологии, педагогике, юриспруденции, медицине и т.д.

Где в дипломных работах отражают методы исследования

Где в выпускных квалификационных работах упоминаются методы исследования?

Во первых, они упоминаются во введении ВКР

В работах бакалавров они часто входят в п. 1.2 теоретической главы, где рассматриваются показатели и методы исследования.

В магистерских работах методам исследования часто посвящают отдельную методологическую главу – вторую главу магистерской диссертации.

Метод исследования простыми словами

Что такое метод исследования? Если по-простому — это набор действий, которые применяют к чему-то и получают что-то новое. Это путь от одного состояния чего-то к другому с описанием конкретных шагов.

Например, есть какой-то набор данных в виде текста – применили к нему преобразование в таблицу – получили таблицу.

Данные характеризуют объект исследования (его часть, предмет).

Действие по отношению к этим данным – происходит с помощью определённых средств и способов определённым образом. В этом состоит суть метода.

Действие производит субъект.

Получается, что метод исследования – это способ достижения какой-то цели в рамках исследования. И таких целей у исследования может быть несколько, и идти они могут одна за другой.
Поскольку наборов действий может быть бесконечное количество, соответственно, и методов – бесконечное множество. И они по-разному популярны для разных сфер исследования: в экономике одни, в психологии другие. Есть методы исследования, которые везде могут быть использованы (таблицу из текста можно в любой науке сделать), а есть те, которые не везде можно сразу применить.
Для чего используют методы исследования?Зачем нужны методы исследования в экономике?

Они нужны для того чтобы сделать мнение о чём-то (предмете исследования), а затем предложить что-то по его совершенствованию (мероприятия) в соответствии с темой работы, которую вы делаете.

Поскольку предмет исследования можно исследовать по шагам, то на каждом шаге могут быть разные методы исследования.

Классификации методов исследования

Поскольку методов исследования множество, то их по-разному группируют, и поэтому существуют разные классификации методов исследования.

Универсальные и частные методы

Первый вариант классификации методов исследования:

1) универсальные (можно применить практически везде)

2) частные (принято применять в определённой области).

Философские, общенаучные и эмпирические методы

Второй вариант классификации методов исследования представим в таблицах.
Философские методы
диалектический Предполагает, что всё развивается, течёт и меняется. Действительность противоречива. Источник развития – противоречия между элементами целого. Количество переходит в качество. Этот метод – основа общенаучных методов.
метафизический Предполагает, что всё случайно и не взаимосвязано. Внутренних противоречий нет. Количество не переходит в качество. Сущность мира неизменна, а знание – конечно.
феноменологический Весь мир – продукт сознания человека
герменевтический искусство и теория истолкования и интерпретации текста. Всё можно объяснить, но не всё можно понять
интуитивный Истина постижима путём её прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательств
аналитический Познание основано на мысленном или фактическом разложении целого на составные части
эклектический Произвольное соединение разрозненных понятий
догматический Восприятие мира через догмы (устоявшиеся понятия)
софистический Выведение новых понятий из ложных посылок, которые были красиво поданы
В экономических работах философские методы ни во введении, ни в самих работах обычно не упоминаются, хотя как минимум диалектический и аналитический философские подходы в них присутствуют. Но лучше на этом не акцентировать внимание.
Общенаучные методы — методы, на которых строится не только научное, но и повседневное человеческое познание. Это теоретические методы исследования, которые отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.
Анализ Разделение исследуемого предмета на составные единицы, свойства и подробно изучение каждой части.
Синтез Соединение отдельных частей в единое целое, противопоставление анализу. Используется, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
Обобщение Выделение общего и существенного признака (или признаков) в объектах или явлениях и их объединение
Построение гипотез Формулирование предположительного знания, которое разрешает противоречие в фактах о некоторых объектах или явлениях и сравнение результатов применения этого знания к другим схожим фактам с реальностью
Моделирование Создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования
Классификация Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
Дедукция На основе общего суждения производится переход к частному выводу.
Индукция Этот метод – противопоставление дедукции, способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.

Аналогия Если между несколькими объектами есть определённые сходства (есть общие признаки), можно предположить, что и другие характеристики этих объектов могут совпасть
Абстрагирование Мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков
Сравнение Изучение сходств и различий предметов; сопоставление характеристик одного предмета с другим
Формализация Представление явлений в знаково-символьном виде. Зная, какие характеристики у объекта, можно оценить его действия. Пример: Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
Аксиоматизация Формулирование аксиом, которые являются основой для дальнейшего создания теорий. Пример: Геометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивный метод Создание системы гипотез и выведение из этого заключений.

Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, аналогия – практически всегда используются в экономических ВКР.

Эмпирические методы исследования.

Методы, основанные на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления

Наблюдение Целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующим сбором информации (то есть регистрацией наблюдаемых фактов).

Чтобы наблюдение дало результат, необходимо подготовиться к нему:

1. составить план,

2. набросать факторы, требующие особого внимания,

3. определиться со сроками и объектами наблюдения,

4. подготовить отчётную таблицу

Наблюдение может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.

Метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов

Сбор данных (описание) Формирование подборки данных на основе рассмотрения разнообразных источников информации.

Сведения можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых документов, аудио и видео материалов, рукописей интернета и т.д.

Нужно учитывать, что не все факты достоверны (особенно в интернете), поэтому необходимо проверять данные (например, сопоставляя разные конкурирующие источники)

Один из вариантов метода – контент-анализ: статистический анализ данных различных источников.

Ещё один вариант – реферирование литературы по теме исследования.

Анализ полученных данных Разделение и классификация данных на основе различных принципов. Проверка материала на логичность, достоверность и актуальность.

Первый этап анализа – измерение (сравнение по общим признакам) полученных данных.

Эксперимент Исследование определённого процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Если наблюдение – это сравнительно пассивный метод исследования, то эксперимент — результат активной деятельности исследователя. Для проведения опыта или серии опытов автор создаёт определённые условия, в которые помещает предмет исследования.

Эксперимент может быть констатирующий и формирующий. Исследователь может менять условия эксперимента при необходимости.

Опрос Обращение к группе людей с конкретными вопросами по поводу проблемы. Три варианта опроса:

— интервью (устно),

— беседа (устно)

—  анкетирование (письменно). чётко сформулировать его

Сбор и анализ данных всегда используются в экономических ВКР. Остальные эмпирические методы из данной таблицы могут быть использованы, а могут быть не использованы.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ полученных данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. Описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение числа переменных. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных факторов.
  5. Группировка результатов.
  6. Оформление результатов исследования – анализ и интерпретация данных.

Специальные, количественные и качественные методы

Специальные методы, относящиеся к конкретной науке

В любой научной дисциплине применяется набор определенных методов разного уровня. Приведем некоторые из них в таблице.

Биология генеалогический – изучение наследственности, составление родословных
исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет)
биохимический – изучение химических процессов организма и др.
Юриспруденция историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени
сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран
право-социологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.
Медицина лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей
функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым)
структурная диагностика – выявление изменений в строении организма
Экономика экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого
статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей
социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
расчетно-конструктивный — экономическое моделирование и т.д.
Психология метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления
метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление
биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.
Отмечу, что все перечисленные методы могут быть использованы в рамках одного научного направления. Поэтому данное разделение – просто для понимания того, что одни науки тяготеют к одним методам, другие – к другим.

Ещё один вариант классификации методов – разделение их по возможности измерения.

Количественные (формализованные) методы исследования помогают анализировать явления и процессы, опираясь на количественные показатели.

Эти методы отвечают на вопрос «сколько».

Статистические Статистические методы нацелены на сбор числовых данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений.

Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.

Примеры:

статистическое наблюдение, анализ динамики (путем расчета абсолютного и относительного прироста, темпов роста и прироста и сравнения результатов), расчет относительных и средних величин (средних арифметических простых и взвешенных, средних геометрических), составление группировок экономических показателей согласно определенным признакам (метод группировок), расчет индексов (индексный метод), составление графиков (графический метод) и т.д.

Анализ различных экономических явлений, хозяйственных процессов и ситуаций начинается, как правило, с рассмотрения абсолютных величин, выраженных в натуральных или стоимостных показателях. Финансовый учет базируется именно на этих показателях. Дальнейший анализ предполагает исчисление на основе абсолютных величин средних и относительных величин в целях анализа динамики и структуры экономических явлений, анализа интенсивности использования производственных ресурсов и т.д.

Бухгалтерско-аналитические балансовый метод, метод двойной записи, сопоставления, нормативный метод, метод отклонений и т.д.
Экономико-математические методы элементарной математики (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня, вычисление процентов и индексов роста и т.д.);

классические методы математического анализа (дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление);

методы математической статистики (в том числе корреляционно-регрессионный анализ, факторный анализ);

эконометрические методы (в том числе производственные функции, межотраслевой баланс, национальное счетоводство);

методы математического программирования (оптимизация, линейное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование);

Методы исследования операций: управление запасами, методы износа и замены оборудования, теория игр, теория расписаний, теория массового обслуживания

методы экономической кибернетики (в том числе системный анализ, моделирование, имитация) и т.д.

Хотя бы несколько из представленных выше методов используются в любой экономической работе.

Качественные методы исследования направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе раскрыть механизмы различных процессов. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Эти методы отвечают на вопросы «как» и «почему».

Дерево решений позволяет экспертам оценивать значения денежных потоков по нескольким вариантам развития

Дерево решений – это сетевые графики, отражающие моменты наступления событий и вероятность получения финансовых результатов. Каждая ветвь дерева – это различные варианты развития

Дельфи-модели многоступенчатые методы оценки ожидаемого спроса на продукты (услуги)
Разработка сценариев позволяет перейти от детализированного описания стратегических и оперативных рисков, характерных для каждого вида деятельности предприятия, к проработке вероятного, пессимистического и оптимистического вариантов развития. На заключительном этапе перспективного планирования такая оценка риска должна воплощаться в показателях плановых заданий: напряженных (оптимистический сценарий), наиболее реальных (вероятный сценарий) и заниженных (пессимистический сценарий)
Неформализованные методы, основанные на интуиции Эвристические, или креативные, способы предвидения, групповые социально-психологические методы решения проблем (брэйнсторминг, метод 635, синектика, морфологический анализ и др.)
Брэйнсторминг (мозговой штурм) метод группового коллективного выдвижения и оценки идей, связанных с новыми решениями научно-технических, управленческих, творческих задач, поиском вариантов поведения в определенных ситуациях
Экспертные оценки Сбор мнений экспертов по проблемной области
Данные методы периодически встречаются в экономических выпускных квалификационных работах.

Как указать методы исследования во введении работы и в каком объёме?

Пример описания методов исследования во введении дипломной работы по экономике: «В работе были использованы следующие методы исследования: табличный метод, метод финансовых коэффициентов, графической интерпретации результатов и др.»

Обычный объём текста о методах — не более 2-х абзацев размером до 4-5 строк.

Чем отличаются метод, методика и методология

В рамках выпускных квалификационных работ часто выполняют оценку методологии. Методология отвечает на вопрос, какие методы и почему используются по отношению к предмету. То есть это наука, изучающая методы.

Отличие метода от методики и методологии

Метод – это набор действий. Путь от одного состояния к другому.

Методика – это набор методов по стадиям исследования. На каждой стадии могут быть использованы разные методы, причём необязательно один. Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без рациональной методики даже корректный метод не даст однозначно понимаемого результата.
Методология – это наука о методах. В конкретной работе методология отвечает на вопрос, почему выбраны такие методы.
Например, при проведении маркетингового исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Совокупность этих методов должна дать характеристику рынка. Вместе эти методы представляют собой методику маркетингового исследования.

Пример исследования в экономике

Одним из популярных видов исследования в экономике выступает исследование финансового состояния предприятия.

Оно осуществляется в ряд этапов.

Сначала производится сбор исходных данных – это, как правило, баланс и отчёт о финансовых результатах за ряд лет.

Затем указанные данные агрегируются: составляются укрупнённые таблицы.

Затем для них рассчитываются структурные и динамические показатели активов, пассивов и финансовых результатов.

А далее с помощью метода финансовых коэффициентов устанавливают состояние ликвидности, платёжеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности.

Методы экономической диагностики (методы диагностических исследований)

Рассмотрим также отдельные методы экономической диагностики

Под методом диагностики понимают способ получения и анализа необходимой информации:

— личные наблюдения;

— опрос исполнителей;

— изучение документов;

— анкетирование;

— фотографии рабочего дня и т.д.

Существует несколько методических подходов к проведению диагностики предприятия, которые базируются на структурировании, выявлении главного направления, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении полученных результатов.

Методика проведения диагностики деятельности предприятия охватывает совокупность конкретных методов (приемов).

Основные методы диагностики:

Неформализованные методы (логическое, субъективное исследование):

— экспертный (оценка ситуации высоопытными специалистами);

— морфологический (систематизация набора альтернативных решений и выбор наиболее эффективных вариантов);

— рейтинговый (систематизация, ранжирование и определение лучших результатов по определенным показателям);

— фактографический (анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т.д.);

— мониторинг (детальных, систематизированный анализ изменений);

— логическое моделирование (построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц);

— фундаментальный (изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики);

— технический (проведение детального анализа динамики определенных показателей хозяйственной деятельности предприятия).

Формализованные методы (четкие формализованные аналитические зависимости):

— факторные (выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов);

— конъюнктурный (определение текущего состояния по позициям);

— математический (цепные подстановки, арифметические разницы, относительные величины, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, вычисление простых и сложных процентов, дисконтирование);

— статистический (корреляционный, дисперсный, экстраполяционный, ковариационный анализ, методы средних величин, группировок, графический и индексный методы и т.д.);

— методы исследования операций (использование теории игр, построение дерева целей и ресурсов, сетевое планирование и т.д.);

— эконометрические (матричный, спектральный анализ, межотраслевой баланс);

— экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование (системный анализ, машинная имитация, линейное, нелинейное, динамическое программирование).

Как можно видеть из представленного перечня, одним и тем же методам могут соответствовать разные классификаторы. Конкретный выбор методов определяется исследованием и планируемым результатом исследования.

Результат исследования в экономике

Результат исследования – это
1) либо новое дополнительное знание в виде решения проблемы исследования, что и позволяет достичь цели исследования,
2) либо новое дополнительное знание о том, что поставленную проблему решить оказалось невозможно, и цели достичь не получилось.
Результат исследования может выглядеть как
1) набор новых научных фактов либо
2) определённые числовые зависимости между явлениями, понятиями, категориями, элементами исследуемого объекта, либо
3) научная теория.
Визуально результат исследования выглядит как текст, рисунки (иллюстрации), таблицы.

Результат в выпускных квалификационных работах тесно связан с темой работы и, следовательно, с её целью. Например, если тема «совершенствование финансового состояния», то цель – усовершенствовать финансовое состояние,  а результат – усовершенствованное финансовое состояние.

Поэтому из формулировки темы дипломной работы можно понять, какой результат ожидается в конце исследования.

Результат состоит из решения задач исследования, которые определяются во введении работы.

При этом результат исследования может содержать информацию, которая изначально не предполагалась быть полученной. Обычно ее квалифицируют в качестве побочного результата (результатов).

С уважением, Александр Крылов, diplom35.ru

Список основных использованных источников при подготовке статьи

http://kursach37.com/metody-issledovaniya-v-nauchnoy-rabote/

https://nauchniestati.ru/blog/metody-issledovanija/

https://otherreferats.allbest.ru/economy/00503744_0.html

https://studfiles.net/preview/5403915/page:76/

Старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ "Инжэкон" в 2004-2011 годах. Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *